«Крик-Тауэр» – новый претендент на рекорд самого высокого сооружения в мире
В Независимом Электронном Журнале «ГеоИнфо» опубликована редакционная статья «Эмираты достучались до небес. Часть 3. Но им все мало – на подходе новый гигант». Статья подготовлена Аналитической службой ГЕОИНФО.
В двух предыдущих частях статьи мы рассказали о самом высоком здании в мире – небоскребе «Бурдж-Халифа», находящемся в Объединенных Арабских Эмиратах. Однако эта страна не собирается останавливаться на достигнутом, поскольку конкуренты не дремлют. В Дубае уже вовсю идет строительство нового рекордсмена – к открытию Всемирной выставки «Экспо» в 2020 году.
Объединенные Арабские Эмираты сегодня являются обладателями самого высокого здания в мире – 828-метрового 163-этажного небоскреба «Бурдж-Халифа» в Дубае, о котором мы писали в двух предыдущих частях статьи [1, 2]. Однако к началу проведения там Всемирной выставки «Экспо» в 2020 году в новом районе Дубай-Крик-Харбор появится башня, которая будет иметь высоту не менее 928 м.
Эта башня пока не имеет официального названия, но скорее всего она будет называться «Крик-Тауэр» (Creek Tower). На нее планируется в сумме потратить 1 млрд. долларов.
В этом проекте по традиции участвует международная команда в обязательной кооперации с эмиратскими компаниями. При этом используются международные и местные стандарты.
Автор концепции проекта – известный швейцарский архитектор испанского происхождения Сантьяго Калатрава Вальс, победивший в международном конкурсе, организованном руководством штата Дубай. Девелопером, как и в случае с «Бурдж-Халифой», является эмиратская инвестиционная компания Emaar Properties. Руководит проектом американская инжиниринговая и строительная корпорация Parsons. За инженерные изыскания на площадке отвечает голландская компания Fugro, которой помогает французская компания Terrasol. За разработку проекта и строительные работы отвечает французская компания Soletanche Bachy, которой помогают британское архитектурное бюро Robert Matthew Johnson Marshal, бельгийско-эмиратская компания Belhasa Six Construct (BESIX), австралийская фирма Aurecon, британская компания BMT Fluid Mechanics, эмиратские фирмы Dutco Group и Dynamic Engineering Consultants, американская компания AECOM Tishman, южнокорейская корпорация Samsung Construction & Trading и др. Независимый надзор (экспертизу) осуществляют французские компании Bureau Veritas, Setec TPI и Terrasol.
Рис. 2, 3. Изображения будущей башни в районе Дубай-Крик-Харбор [3]
Это будет изящная железобетонная телебашня с круглым сечением переменной площади и длинным остроконечным шпилем (рис. 2, 3). Внешне она будет напоминать одновременно исламский минарет, парижскую Эйфелеву башню, бутон лилии и мачту с вантами. В верхней части она будет иметь овальное утолщение, под ним с высоты 700 м будет растянута до земли поддерживающая «юбка» из предварительно напряженных стальных тросов-оттяжек – самых длинных из когда-либо применявшихся в строительстве.
Рис. 4, 5. Изображения смотровых площадок с садами в будущей башне
в Дубай-Крик-Харборе [3]
В состав сооружения войдут рестораны, магазины, отель, элитные апартаменты, конференц-зал и 10 смотровых площадок с садами, которые будут напоминать о древнем чуде света – Висячих садах Вавилона (рис. 4, 5). Некоторые из смотровых площадок будут открытыми и вращающимися (рис. 6). Для использования людьми будет предназначено менее 50% высоты башни (прежде всего 20 этажей внутри овального «бутона»), а остальные этажи будут техническими, поэтому эта постройка не будет считаться небоскребом, хотя в сумме в ней будет порядка 210 уровней. Но она может стать самым высоким в мире отдельно стоящим сооружением.
Рис. 6. Изображение одной из открытых вращающихся смотровых площадок
будущей башни в Дубай-Крик-Харборе [3]
Интересно, что башня будет иметь самоочищающийся фасад, для чего будет использоваться вода, сконденсированная при работе системы кондиционирования внутренних помещений.
На прилегающей территории будет создан огромный торгово-развлекательный комплекс.
С апреля по октябрь 2016 года были выполнены обширные инженерные изыскания для строительства башни в Дубай-Крик-Харборе, а в октябре того же года было начато строительство ее фундаментной системы. Испытания элементов фундамента продолжались до августа 2017 года.
Параллельно с этим в целях определения точной окончательной геометрии надземной части проводились испытания ее физических моделей в аэродинамической трубе (на ветровые нагрузки). Измерения, используемые при климатических испытаниях и анализе, проводились на разных высотах. Использовались также данные, предоставленные метеорологическими станциями. Для тестирования и анализа применялось 12 различных методов.
Сейсмические испытания и анализ выполнялись с учетом местных грунтовых и сейсмических условий для обеспечения максимальной безопасности и стабильности сооружения.
По словам руководителей Fugro, геотехнические исследования и проектирование фундамента на их основе были краеугольным камнем в работе над таким высоким и сложным объектом. Изыскательские работы (рис. 7, 8) включали более 4 800 м бурения и отбора образцов керна (с использованием тройной колонковой трубы с вкладной керноприемной гильзой) на глубину до 200 м, 225 полевых прессиометрических испытаний, сейсмические исследования скважин. Был также выполнен широкий диапазон стандартных и специальных лабораторных геотехнических испытаний образцов извлеченного керна.
Рис. 7, 8. Изыскательские работы для строительства башни в Дубай-Крик-Харборе [4]. Испытание сваи фундамента башни в Дубай-Крик-Харборе на статическую нагрузку с использованием ячейки Остерберга [5]
Эта комплексная программа изысканий представляла собой одно из наиболее исчерпывающих геотехнических исследований высочайшего качества, проводимых в регионе, а полученная информация стала основой для проектирования фундамента.
Условия площадки строительства башни в Дубай-Крик-Харборе похожи на таковые на участке «Бурдж Халифы», который находится всего в 8 км. Данные изысканий показали, что разрез площадки является горизонтально-слоистым, но при этом очень сложным и изменчивым по глубине. Он в основном представлен дисперсными или слабосцементированными песками и очень слабыми скальными породами – песчаниками, алевролитами, конгломератами и кальцисилтитами. Грунтовые воды являются жесткими, химически агрессивными и залегают близко к поверхности, что было учтено при создании системы защиты фундамента сооружения от коррозии.
Как и в большинстве подобных случаев, для строительства самой башни был запроектирован свайно-плитный фундамент. Было выполнено строительство 145 мощных железобетонных свай-баретт длиной 72 м. При этом было использовано 211 200 т бетонной смеси и 15 000 т стальной арматуры. Как и в случае со строительством «Бурдж-Халифы», сваи-баретты изготавливались с использованием полимерного бурового раствора (которого ушло 220 000 куб. м), а не обычного бентонитового, что повысило их несущую способность.
Надо отметить, что несколько пробных и шесть рабочих баретт были полномасштабно испытаны на рекордную статическую нагрузку 36 300 т на каждую из них (см. рис. 8).
Контроль целостности свай выполнялся сейсмоакустическим методом (записей было 250 км!).
Баретты объединила многослойная многоярусная железобетонная плита-ростверк толщиной около 20 м (рис. 9,10). При этом было залито 120 000 т бетона (что равно весу 153-метровой телевизионной башни CN Tower в канадском Торонто) и использовано 16 000 т стальной арматуры (что более чем в два раза превышает вес Эйфелевой башни в Париже).
При строительстве фундаментной системы на площадке работало 450 опытных высококвалифицированных специалистов со всего мира (не считая рабочих), был потрачен 1 млн человеко-часов, вынуто 170 000 куб м грунта.
Стальные ванты будут крепиться с помощью анкерных технологий в особых фундаментных блоках, о которых подробные данные пока не публикуются. Известно только, что для заанкеривания оттяжек было построено 328 свай-баретт шириной по 6,2 м.
Как уверяет руководство Emaar Properties, каждый аспект проекта – от материалов до строительных технологий – разработан в соответствии с самыми надежными международными стандартами, любые риски сведены к минимуму. В том числе конструкция башни будет включать множество демпферных и амортизационных систем, расположенных на разных уровнях.
Рис. 9, 10. Строительство фундамента башни в Дубай-Крик-Харборе [3, 6]
Башня в районе Дубай-Крик-Харбор станет новым символом Дубая и поможет выполнить планы властей ОАЭ по привлечению туда не менее чем 20 млн. туристов в год. Кроме того, по оценкам специалистов, этот проект окажет колоссальное влияние на рынок зданий и сооружений района. Соответственно, он принесет очень большую экономическую пользу Дубаю и ОАЭ в целом. При этом преследуются те же цели, что и при строительстве «Бурдж-Халифы», – переориентация основанной на нефти экономики страны на финансирование, туризм, торговлю, обслуживание и высокие технологии.
Интересно, что, как и в случае с «Бурдж-Халифой», точная высота башни в Дубай-Крик-Харборе держится в секрете и скорее всего она будет значительно больше 1 км (возможно, даже 1,3–1,4 км) из амбициозного желания обогнать соседнюю Саудовскую Аравию, где уже строится небоскреб, высота которого будет не менее 1007 м. К тому же уже заявили о своем желании побить рекорд «Бурдж-Халифы» и в американском Майами, где планируется строительство башни «Миаполис» высотой 975 м, и в Азербайджане, где хотят построить небоскреб «Азербайджан-Тауэр» высотой 1050 м, и в Японии, где замахнулись на создание сверхнебоскреба «Скай-Майл-Тауэр» высотой 1700 м, да и мало ли где еще [3–22].
Список литературы и других источников
1. Эмираты достучались до небес. Часть 1. На чем стоит самое высокое здание в мире // Geoinfo.ru. 9 июля 2018 г. URL: http://www.geoinfo.ru/product/analiticheskaya-sluzhba-geoinfo/ehmiraty-dostuchalis-do-nebes-chast-1-na-chem-stoit-samoe-vysokoe-zdanie-v-mire-37925.shtml.
2. Эмираты достучались до небес. Часть 2. Успешен ли проект самого высокого здания в мире? // Geoinfo.ru. 23 июля 2018 г. URL: http://www.geoinfo.ru/product/analiticheskaya-sluzhba-geoinfo/ehmiraty-dostuchalis-do-nebes-chast-2-uspeshen-li-proekt-samogo-vysokogo-zdaniya-v-mire-38036.shtml.
3. http://thetowerinfo.com/buildings-list/dubai-creek-tower/.
4. http://gulfbusiness.com/worlds-new-tallest-tower-in-dubai-undergoes-geotechnical-investigation.
5. https://www.e-architect.co.uk/dubai/dubai-creek-tower-by-santiago-calatrava.
6. http://meconstructionnews.com/29680/dubai-creek-tower-achieves-new-construction-milestone.
7. http://www.nat-geo.ru/uae-the-future-is-now/936197-v-dubae-nachalos-stroitelstvo-novogo-samogo-vysokogo-zdaniya-v-mire/.
8. https://ru.wikipedia.org/Башня_в_Дубай-Крик_Харбор.
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Калатрава,_Сантьяго.
10. http://www.whydubai.ru/articles/burdzh-halifa-inzhenernoe-i-ekonomicheskoe-chudo-dubaya/.
11. http://blogbyalexandra.com/pobyvat-v-dubae-i-ne-uvidet-burzh-khali.html.
12. https://www.sixconstruct.com/en/news/hh-sheikh-mohammed-bin-rashid-al-maktoum-reviews-progress-of-dubai-creek-tower.
13. https://www.thebig5hub.com/news/2018/april/dubai-creek-tower-reaches-1-million-safe-hours/.
14. https://pikabu.ru/story/rastet_novyiy_rekordsmen_vyisotyi_5413787.
15. http://syoutube.ru/watch/Building-the-Worlds-Tallest-Building---Dubai-Creek-Tower-at-1300m-%E3%80%9ADubai-Media-Video%E3%80%9B/2HlfZDPdJjg.
16. https://en.wikipedia.org/wiki/Dubai_Creek_Tower.
17. http://www.constructionweekonline.com/article-41923-the-tower-undergoes-ground-engineering-testing/.
18. http://www.constructionweekonline.com/article-40870-uae-uk-firm-scoops-contract-at-emaars-the-tower/.
19. https://www.meed.com/emaar-receives-bids-worlds-tallest-tower-dubai/.
20. https://www.terrasol.fr/en/realisations/dubai-creek-harbour-tower.
21. http://www.ctbuh.org/News/GlobalTallNews/tabid/4810/Article/4447/language/en-US/view.aspx.
22. http://meconstructionnews.com/26485/fugro-completes-deep-foundation-testing-on-dubai-creek-tower.
Заглавное изображение: http://thetowerinfo.com/buildings-list/dubai-creek-tower/http://thetowerinfo.com/buildings-list/dubai-creek-tower/
По материалам geoinfo.ru