Техногенный коллапс на Потемкинской лестнице
Потёмкинская лестница (Потьомкінські сходи – по украински) – парадный вход в Одессу с моря, одна из главных достопримечательностей города была построена в духе классицизма в 1837-1841 г. по проекту архитекторов Ф.К. Боффо, А.И. Мельникова и К.И. Потье. Ее считали самой знаменитой лестницей в мире.
Потёмкинская лестница возводилась на оползневом склоне, сложенном размываемыми известняками, и после неоднократных обвалов грунта, подтоплений и оползней во время строительства к уточнению проектного решения были привлечены военные инженеры Дж. Уптон и Г.С. Морозов. Именно они разработали конструкцию многоарочного, покоящящегося на разновысоких опорах наклонного пешеходного моста от Николаевского бульвара к морскому берегу. В основе лестницы ими был сооружен гигантский, сложенный из местного известняка (боящегося воды) клин на деревянных сваях, прорезанный тремя продольными и девятью поперечными сводчатыми галереями. Галереи образовывали на пересечениях массивные каменные столбы, поддерживающие саму лестницу (наклонную плоскость с уложенными поверх неё ступенями). Сквозные поперечные галереи помимо главной – технической (водоотводящей и вентиляционной) несли и эстетическую функцию: они образовывали на боковых стенах лестницы красивые каменные аркады, делая сооружение для зрительного восприятия не таким массивным.
Первоначально Потёмкинская лестница состояла из 200 ступеней (сейчас 192), разделённых площадками на 10 равных маршей. С двух сторон она обрамлена каменными парапетами двухметровой толщины. Высота лестницы – 27 м, а длина – 142 м. Она построена перспективно: ее основание (21,6 м) значительно шире верхней части (13,4 м). Поэтому при взгляде сверху создаётся впечатление одинаковой ширины лестницы на всём её протяжении. При этом парапеты лестницы кажутся параллельными и видны только площадки (без ступеней). При взгляде снизу лестница представляется длиннее и больше, чем она есть в действительности, причём виден только сплошной каскад ступеней (без площадок).
Еще в XIX веке одна из сторон лестницы была засыпана при строительстве недействующего ныне фуникулера. С другой стороны часть арок осталась открытой для обзора (в нижней части лестницы арки заложили, а в середине – засыпали при создании Лунного парка). Сейчас открыты только три арки, одна из которых засыпана почти на 75%. Это ухудшило гидрогеологические условия площадки и самого сооружения, отрицательно сказалось на водорасторимых и размягчаемых известняках.
Затеянная несколько месяцев назад «реконструкция» Потемкинской лестницы в настоящее время привела к техногенному коллапсу, особенно интенсивно развивающемуся в последний период (январь-февраль 2017 г.) в связи с обильным замачиванием известняков атмосферными осадками (после разрушения-снятия защитного покрытия из ступеней и плит облицовки лестничных площадок), их промораживанием при периодических понижениях температуры и последующим разрушением.
С использованием фотографий сайта Odessa. Daily://odessa-daily.com.ua/news/