«Лахта Центр» – самое высокое здание в Европе
В Независимом Электронном Журнале «ГеоИнфо» опубликована редакционная статья «Самое высокое здание в Европе. Часть 1. Общая информация о проекте «Лахта Центр». Статья подготовлена Аналитической службой ГЕОИНФО.
Сверхвысотные здания во всем мире давно уже стали не только показателями высокого уровня развития крупного бизнеса, но и стимуляторами развития окружающих их территорий. В конце концов решил не отставать и российский Санкт-Петербург, где на берегу Балтийского моря уже возведен и готовится к вводу в эксплуатацию 87-этажный небоскреб высотой 462 м в составе общественно-делового комплекса "Лахта Центр". В данной статье приводится общая информацию о проекте, а об инженерных изысканиях для него, геотехнических решениях и строительстве будет рассказано в следующей публикации.
Супернебоскребы во всем мире давно уже стали символами успеха и показателями уровня развития крупного бизнеса в соответствующих странах. Многие города теперь запоминаются не только по их историческим зданиям, но и по их небоскребам. В конце концов решил не отставать и российский Санкт-Петербург, где на северном берегу Невской губы Финского залива Балтийского моря уже возведен и готовится к вводу в эксплуатацию 87-этажный небоскреб высотой 462 м в составе общественно-делового комплекса "Лахта Центр" (почему-то в соответствии с зарегистрированным товарным знаком название этого объекта на его официальном сайте пишется без дефиса).
Этот комплекс был построен по заказу и на деньги ПАО "Газпром нефть" с согласия властей Санкт-Петербурга на территории, намытой еще в 1970-е годы между морем и лагунно-лиманным озером Лахтинский Разлив, в Приморском районе, называвшемся Лахтой до вхождения в состав города в 1963 году. До конца 2018 года будут закончены его внутренняя отделка и меблировка, а также благоустройство и создание инфраструктуры на окружающей территории. Официальное открытие объекта намечено на начало 2019 года.
"Лахта Центр" занимает участок площадью более 18 га, а его создание обошлось не менее чем в 2 млрд. долларов (расходы ни разу не озвучивались "Газпромом" – известно только, что общий объем заемного финансирования по состоянию на конец 2017 года составил более 100 млрд рублей).
Этот гигантский объект украсил морское побережье Санкт-Петербурга, и он несомненно станет визитной карточкой города наравне с историческими объектами, на которые специально приезжают посмотреть (рис. 2, 3) [1-5].
Рис. 2. Расположение комплекса "Лахта Центр" на картах Санкт-Петербурга [6]
Рис. 3. Внешний вид комплекса "Лахта Центр" в разных ракурсах [1, 7]
Конечно, башне нового комплекса далеко до самого высокого здания на планете, но на сегодняшний день она занимает первое место по высоте в России и в Европе (отметим, что более высокие Варшавская радиомачта, Останкинская телебашня в Москве и морская платформа "Тролль" в Норвегии являются отдельно стоящими сооружениями, а не зданиями) (рис. 4, 5). К тому же это самый северный супернебоскреб в мире. Кроме того, несмотря на то, что многие использованные при реализации данного проекта технологии по большей части были уже отработаны в мировой практике высотного строительства, он является уникальным в отношении более чем 100 инженерно-технических решений. А это уже немало, тем более что до недавнего времени в Северной столице еще не было особого опыта высотного строительства. До "Лахта Центра" самыми высокими в Питере были 42-этажная башня "Лидер" на площади Конституции (145,5 м, 2013 г.) и телебашня (310 м, 1963 г.), а выше 100 м было только около 10 зданий, в том числе Петропавловский собор (122,5 м) [1, 10].
Рис. 4. Сопоставление по высоте самых высоких небоскребов Европы [8]
Рис.5. Сопоставление самых высоких зданий Европы и мира [9]
Напомним, что в предыдущее десятилетие "Газпром" уже начал строительство 396-метрового небоскреба по схожему проекту в составе комплекса "Охта-Центр" в месте впадения р. Охты в р. Неву (практически напротив Смольного собора). Но из-за его близости к историческому центру и соответствующего активного противодействия общественности тот проект все-таки пришлось закрыть в конце 2010 года, что привело к финансовым потерям более 7 млрд. рублей со стороны не только "Газпрома", но и городского бюджета.
Силуэт исторической части Санкт-Петербурга основан на чередовании горизонтальных линий относительно малоэтажной застройки и отдельных вертикальных доминант – шпилей и куполов (Петропавловского собора, Адмиралтейской иглы, Исаакиевского собора и др.). Поэтому башня "Лахта Центра" задумывалась как интерпретация такой доминанты в современной стремительно развивающейся части города. Она расположена далеко от старинного центра (более чем в 9 км) и поэтому не дисгармонирует с его архитектурным стилем.
Власти Санкт-Петербурга дали разрешение на строительство "Лахта Центра", так как понимали, что в городе давно пора развивать среду нового уровня, а также украшать не слишком привлекательный ранее "морской фасад", тем более что это не противоречило планам, строившимся в этом отношении еще в 1960-1980-е годы.
Крупные инвестиции, которые стоят за этим проектом, будут работать на экономику города. Эта новая достопримечательность увеличит привлекательность Приморского района для застройщиков, покупателей и арендаторов недвижимости, улучшит транспортную инфраструктуру, создаст тысячи новых рабочих мест и привлечет туда потоки туристов и отдыхающих петербуржцев, частично "разгрузив" исторический центр, а также значительно увеличив количество налогов, поступающих в городской бюджет.
Интересно отметить, что строительство новой инженерной инфраструктуры (электрической подстанции, канализационного коллектора, очистных сооружений) и реконструкция системы водоснабжения для комплекса производятся за счет инвестора проекта. Все это лишь на 25% будет использоваться "Лахта Центром", а остальные мощности будут предназначены для обслуживания прилегающих городских территорий [1, 7, 11, 12].
Благодаря гибкой модели управления проектом с постоянным аудитом и оптимизацией проектных решений были полностью соблюдены запланированные сроки строительства "Лахта Центра". И заказчик очень рассчитывал на то, что город, в свою очередь, уложится в планы по развитию транспортной инфраструктуры в этом районе. Это улучшило бы транспортную и пешеходную доступность комплекса. Но, к сожалению, реконструкция имеющихся дорог, строительство новых магистралей, транспортных развязок, пешеходных переходов, крытого пешеходного моста между набережной "Лахта Центра" и Парком 300-летия Санкт-Петербурга, морского порта, новых линий и станций легкорельсового железнодорожного транспорта, трамвая и метро тормозятся. Тем не менее, после открытия комплекса в 2019 году будет возможность добраться туда на автобусах, маршрутных такси, аквабусах и личном автотранспорте [1].
Основание башни "Лахта Центра" имеет сечение в виде правильного пятиугольника с диаметром описанной вокруг него окружности около 60 м (фундаментная часть шире и составляет 98 м в поперечнике). Этот пятиугольник уменьшается по площади и поворачивается по мере увеличения высоты (в сумме на 89 градусов) и меняет форму на все более неправильную. Таким образом, ребра башни закручиваются вокруг ее центральной оси и в конце концов сходятся в одну точку на вершине ее необитаемого шпиля высотой 140 м. Гладкое остекление фасада отражает небо, облака, море и окружающие пейзажи и создает ощущение невесомости и воздушности здания [1].
В целом в этот футуристичный комплекс входит 4 крупных объекта с общей площадью помещений более 400 000 кв. м (рис. 6). Это не только башня, но и расположенная у ее подножия арка главного входа высотой 24 м и шириной 158 м, из которых 98 м – без промежуточных опор (рис. 7), многофункциональное здание из двух корпусов в форме бумерангов высотой от 22 до 85 м (рис. 8) и подземная парковка на 2 000 машин со складами (так называемый, стилобат).
Рис. 6. Объекты комплекса "Лахта Центр" на моделях [1, 13, 14]
Рис. 7. Визуализация арки главного входа в "Лахта Центр" [14]
Рис. 8. Визуализация многофункционального здания "Лахта Центра" [14]
Отметим, что архитектура и устройство каркаса многофункционального здания во многом даже сложнее, чем у башни, а его внутренние помещения значительно больше, чем у небоскреба. Торцевые фасады двух его корпусов имеют значительный отрицательный угол наклона и напоминают две волны на берегу моря. Гигантская галерея между этими двумя крыльями (атриум) имеет многослойную прозрачную крышу, не пропускающую ни жар, ни холод (рис. 9). Под атриумом ниже технического этажа проходит подземный логистический проезд, по которому обслуживающий транспорт будет доставлять все необходимое для офисов, магазинов и других помещений комплекса. Рядом с проездом имеются и складские помещения.
Рис. 9. Визуализации атриума между корпусами многофункционального здания "Лахта Центра". Cлева наверху – шарообразный планетарий [7]
В качестве пятого и шестого объектов можно назвать открытый амфитеатр на 2 000 мест с видом на Финский залив и благоустроенную пешеходную набережную (кроме того, на обширной прилегающей территории создаются скверы, парки, прогулочные и велосипедные дорожки) (см. рис. 5-7) [1, 15-19].
В "Лахта Центре" разместится штаб-квартира ПАО "Газпром нефть" и других компаний транснациональной энергетической корпорации "Газпром", офисы и другие помещения которых займут основную часть башни и некоторые помещения многофункционального здания. Остальное (почти 60% площадей) будет доступно всем желающим, в том числе людям с ограниченными возможностями. В комплексе в скором времени начнут работать: самый большой в Европе детский научно-образовательный центр с развивающими и креативными студиями и шарообразным планетарием диаметром 16 м, многофункциональный зал-трансформер для проведения конференций, концертов и других мероприятий, медицинский и спортивный центры, бассейн, кинотеатр, выставочные залы, кафе, рестораны, магазины, предприятия бытовых услуг, отделения банков, гостиница и др. Наиболее привлекательными для посетителей скорее всего будут панорамный ресторан на 75-76 этажах башни и смотровая площадка на уровне ее 83-86 этажей (рис. 11). Чтобы разные потоки людей не мешали друг другу, для сотрудников офисов предусмотрены отдельные входы.
Рис. 10. Визуализация амфитеатра и прогулочной набережной на территории "Лахта Центра"
Рис. 11. Визуализация смотровой площадки "Лахта Центра" [7]
В башне имеется 6 эскалаторов и 34 пассажирских (в том числе двухэтажных), грузовых и пожарных лифта. Для большинства лифтов предусмотрено два пересадочных уровня (на 31-32 и 51-52 этажах), но некоторые из них будут доезжать до обзорного ресторана и смотровой площадки за один раз.
В многофункциональном здании людей и грузы будут перевозить 62 лифта.
В проекте воплощены самые современные технологические и инженерные решения, надежно решены вопросы безопасности, по максимуму учтены вопросы энергоэффективности и экологические аспекты. Комплекс полностью отвечает принципам "зеленого" строительства. На стадии проекта он прошел предсертификацию по международному экологическому стандарту "Лидерство в энергетическом и экологическом проектировании" (LEED), а сам этот сертификат будет получен после сдачи объекта [1, 20].
Над созданием комплекса работал международный коллектив под управлением российских проектировщиков – опытные высокопрофессиональные отечественные и зарубежные специалисты из 600 российских и иностранных компаний (всего более 20 000 человек из 18 стран).
Для управления проектом была специально создана дочерняя компания "Газпрома" – АО "МФК Лахта Центр". Проект был разработан российской компанией ЗАО "Горпроект" под руководством главного архитектора Филиппа Никандрова и главного инженера Николая Першина на основе доработанной концепции британского архитектурного бюро RMJM, предложенной еще в 2006 году для несостоявшегося "Охта-Центра". В проектировании было задействовано более 400 специалистов высочайшего класса. Подготовку рабочей документации осуществляла корейская компания Samsung C&T Corporation. В качестве генерального подрядчика выступала международная (турецко-российская) компания Renaissance Construction. Ключевыми подрядчиками явились: НИИОСП (Россия), AECOM (США), Arabtec Construction (ОАЭ), ООО "Геострой" (Россия), BAUER Technologie (Германия), "Геоизол" (Россия), Exclusiva Design (Италия) и др. Подавляющую часть работы в качестве субподрядчиков, поставщиков и т.д. выполнили российские компании.
Использовались как отечественные, так и зарубежные разработки, материалы, техника и, конечно, опыт. При этом от всех участников требовалось тщательное соблюдение всех норм путем использования многоступенчатой системы перекрестного дублирующего контроля качества материалов, соблюдения технологий и требований к охране труда со стороны заказчика, генподрядчика, разработчика проекта, независимых организаций, а также Ростехнадзора. Однако при строительстве комплекса применялись уникальные технологии и решения (не менее 100), которые были созданы специально для этого проекта, поэтому в каждом таком случае приходилось проводить специальные исследования и разрабатывать новые технические условия, которые затем использовались после официального одобрения Минстроем и Главгосэкспертизой.
Проект дал возможность российским участникам приобрести новый опыт, отработать новые технологии и эффективные решения с возможностью их применения для доработки нормативной базы и переноса в массовое отечественное строительство в последующем [1, 17, 19-29].
Об инженерных изысканиях, геотехнических решениях, строительстве и инновациях в процессе реализации данного проекта будет рассказано в следующей статье.
Список литературы и других источников
1.https://lakhta.center/ru/.
2.http://ru-wiki.org/wiki/Лахта_(исторический_район).
3.http://www.bpn.ru/publications/61374.
4.http://stroypuls.ru/news/148727/.
5.http://www.interfax.ru/business/623765.
6.http://urbanlook.ru/tag/lakhta-center/.
7.https://lakhtacenter.tass.ru/.
8.http://urbanlook.ru/tag/lakhta-center/.
9.http://lakhtacenterprodject.tilda.ws/.
10.https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_самых_высоких_сооружений_Европы.
11.https://vid1.ria.ru/ig/sip/lakhta/main/.
12.https://ru.wikipedia.org/wiki/Охта-центр.
13.https://maistro.ru/articles/building/raspornaya-diskovaya-sistema-kotlovana-lahta-centra.
14.https://habr.com/company/lakhtacenter/.
15.http://nsp.ru/interview/299-na-unikalnye-proekty-novichkov-ne-berut.
16.https://spbdnevnik.ru/news/2018-03-02/lakhta-tsentr-poluchil-otsenku-glavgosekspertizy/.
17.https://undergroundexpert.info/issledovaniya-i-tehnologii/tehnologii/lakhta-tsentr-stroitelstvo/.
18.http://www.pvsm.ru/peterburg/215991.
19.http://xexe.club/68625-kak-stroitsya-lahta-centr-v-pitere.html.
20.http://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/1382674/.
21.http://www.spbgid.ru/?news=222638.
22. https://www.crn.ru/news/detail.php?ID=128180.
23.https://ru.wikipedia.org/wiki/Лахта Центр.
24.https://ardexpert.ru/article/12751.
25.http://gorproject.ru/userfiles/image/smi/05.11.pdf.
26.http://green-city.su/laxta-centr-samyj-severnyj-neboskryob-v-mire/.
27.http://petrogeostroy.ru/about/.
28.https://undergroundexpert.info/issledovaniya-i-tehnologii/tehnologii/lakhta-tsentr-stroitelstvo/.
29.http://www.lahta-olgino.ru/lahta-center/posts/kogda-lahta-centr-nachnut-oborudovaty-vnutri.
Заглавное фото: https://lakhta.center/ru/
По материалам geoinfo.ru