ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ИНСТИТУТА И ПЯТИ ЛЕТ РАБОТЫ... 

После окончания института и пяти лет работы в отделе полевых экспериментальных исследований грунтов института "Фундаментпроект" я перешел на работу в МАДИ, и в 1967 г. стал аспирантом Н.Н. Маслова на кафедре "Инженерная геология и механика грунтов".

Первое впечатление – большое число аспирантов и разнообразных тем, связанных с реальными проблемами и объектами строительства. Это – ползучесть глинистых грунтов, исследования прочностных свойств грунтов, роль начального градиента в консолидации глинистых грунтов, сопоставление методов порового давления и "плотности – влажности" при оценке прочности грунтов и т.д.

Мне была предложена тема, связанная с оценкой мело-мергельных пород в качестве оснований сооружений. В основном она была связана с проблемами строительства гидроузла на р. Евфрат в Сирии.

Своеобразной была сама технология подготовки аспирантов, когда исследования по различным проблемам шли почти одновременно. Активно обсуждались методики исследований, шла подготовка аппаратуры (которая в условиях отсутствия приборов заводского изготовления, как правило, была самодельной и поражала безудержной фантазией авторов), рассматривались промежуточные и конечные результаты.

Среди аспирантов были люди различных национальностей и стран. Их отличало чувство локтя, стремление прийти на помощь, добрые и даже нежные отношения.

Это была школа – школа профессора Н.Н. Маслова, ученики которой в просторечии назывались "маслятами". Многие ее выпускники занимают сейчас заметное место в научных, проектно-изыскательских и учебных заведениях.

Шестидесятые и семидесятые годы – годы бурного внедрения численных методов в расчеты механики грунтов, оснований и фундаментов. Много проблем, много неясного. В этих условиях Н.Н. Маслов при оценке результатов использования расчетных методов нередко задавал сакраментальный вопрос: "Вы считаете, что грунт должен себя так вести? А грунт знает, что он должен так себя вести?"

В условиях слабого развития математического обеспечения задач механики грунтов потрясает интуиция, доходчивость и степень достоверности инженерных методов расчетов, предложенных Николаем Николаевичем при прогнозе консолидации глинистых грунтов, прогнозе во времени смещения подпорных стенок, определении очертания равноустойчивых откосов.

Важным фактором подготовки высококвалифицированных специалистов школой Н.Н. Маслова было объединение на одной кафедре двух дисциплин: инженерной геологии и механики грунтов, которые, как правило, в других вузах изучаются на разных кафедрах. Понимание естественно-исторических условий образования горных пород и формирования их физико-механических свойств приучало осознанно выбирать при решении задач адекватные математические модели грунтов и использовать надлежащий математический аппарат.

Практически все книги и учебники написаны Николаем Николаевичем по результатам собственных исследований и исследований учеников при решении проблем реальных объектов. Как правило, в них в неразрывном единстве рассматриваются вопросы инженерной геологии и механики грунтов. В этом их доходчивость и убедительность.

Огромное влияние на учеников Николая Николаевича оказывала его личность. Он владел французским, английским и немецким языками, играл на виолончели и клавесине (который был у него на даче в Комарово).

Н.Н. Маслов и его работы были хорошо известны за границей. Его ученики работали и работают во многих странах.

Безусловно, он обладал огромным научным авторитетом. При этом у него был сложный, и даже жесткий характер, что вызывало напряженные отношения с рядом специалистов и организаций.

Отмечая 100-летний юбилей со дня рождения Николая Николаевича, ученики вспоминают его с чувством благодарности и признательности и счастливы тем, сто судьба привела их в его школу.

     

Д.т.н., профессор

 

А.В. Леонычев

1998 год