Г.К. КЛЕЙН И И.И. ЧЕРКАСОВ
Георгий Константинович Клейн и Игорь Иванович Черкасов вместе работали в послевоенные годы на Научно-исследовательской аэродромной станции НИАС ВВС КА. Союз двух ученых был удачен, работали они совместно с большим энтузиазмом, и работа эта приносила реальные результаты.
В процессе работы случалось немало курьезов, один из которых описал в своих воспоминаниях Игорь Иванович.
«В ходе войны в США был построен тяжелый бомбардировщик «Суперфортресс». На каждую из главных опор шасси приходилось 17 тонн. Колеса такого самолета создавали столь большую нагрузку на подземные трубы, уложенные на летном поле, что обычные гончарные дрены, керамические и бетонные трубы их не выдерживали. Стало очевидно, что для подземных коммуникаций послевоенных аэродромов понадобится новый сортамент труб.
Возник целый комплекс проблем, связанных с проектированием и строительством подземных трубопроводов на аэродромах тяжелой авиации. После проведения многочисленных испытаний труб под прессом стало ясно, что общепринятый расчет железобетонных труб по схеме упругого кольца приводит к недооценке их прочности. Метод расчета по предельным состояниям находился в начальной стадии разработки, и нам пришлось создать собственный метод расчета железобетонных труб с учетом возникновения пластического шарнира е стенках. Ведущую роль в разработке этого метода сыграл Георгий Константинович Клейн.
Применение метода повышало расчетную несущую способность в среднем на 30% и приводило к экономии соответствующего количества арматуры. Мы составили графики расчетных нагрузок но трубы для аэродромов разных классов и разработали новый сортамент труб большой прочности. Были созданы соответствующие альбомы, и трубы эти впоследствии получили широчайшее распространение.
Мы с Клейном были очень довольны полученными результатами, и послали в журнал «Вестник инженеров и техников» статью «Упруго-пластическая деформация кругового кольца».
Но вскоре нам был преподнесен сюрприз. Прошел год и вдруг, в воскресенье 10 февраля 1952 года, разворачивая за завтраком газету «Правда», я наткнулся на статью «Журнал, отстающий от жизни», написанную известным ученым, большим специалистом в области расчета оболочек профессором В.З, Власовым.
Он упрекал «Вестник» за отсутствие статей о творческом союзе науки и производства, отсутствие дискуссий, отсутствие коллегиальности в работе редакции, слабое освещение проблем новой техники и т.п.
Но была там и такая фраза: «Исследование Г. Клейна и И. Черкасова «Упруго-пластическая деформация кругового кольца» представляет собой решение задачи, не выходящей по своему теоретическому уровню за пределы вузовского курса».
Нам бы не следовало на это никак реагировать. Прежде всего потому, что и в самом деле задача эта не принадлежала к числу особенно сложных, к тому же Власов и не оспаривал решения ни по существу, ни по новизне и, наконец, статья, как и весь журнал, была рассчитана на инженеров и техников, а не на академиков и профессоров.
Но так просто отмахнуться от авторитетных указаний «Правды» было невозможно. В этом мы убедились на другой день, увидев на службе расстроенные лица друзей и злорадные хари недоброжелателей. Казалось, у каждого в кармане была газета. Мало того, сразу же была создана комиссия для «расследования дела».
И мы с Клейном пошли по инстанциям. Сначала в журнал, потом в «Правду», писали в ЦК, держали ответ на Ученом Совете, словом, хлебнули всевозможных неприятностей.
Замечательно, что никто не мог нам указать конкретных недостатков, которые оправдывали бы выставление нашей работы в качестве отрицательного примера.
Но никто не хотел связываться с «Правдой». Сам Власов сначала сказал, что ему журнал подсунул корреспондент, а он выхватил оттуда первое попавшееся. Позже он пытался объяснить свой поступок тем, что мы рассматривали свои трубы как кольца, а не как пространственные оболочки, которыми он так много сам занимался.
В редакции «Правда» импозантный начальник отдела долго убеждал нас, что газета оказала нам большую честь: «Раньше никто даже не знал о том, что вы на свете существуете. А теперь 5 миллионов прочитали и знают, что есть такие товарищи - Клейн и Черкасов! Работают товарищи! Может, они в чем-то и поднапутали, ну да ведь не ошибается тот, кто ничего не делает! Большая газета не может считаться с интересами отдельных личностей! Вас по существу ничем не обидели! Вы что? Опровержения добиваетесь? Так знайте, что в «Правде» опровержений не печатают!» и т.д.
Видя, что тут толку не добьешься, я потащил из кабинета своего разгорячившегося соавтора, а импозантный мужчина бежал за нами до лифта и громко повторял: «Так мы договорились? Вы правильно меня поняли? У Вас к нам нет никаких претензий?» (Как никак, а мы, ведь, жаловались в ЦК, и разговор в «Правде» был проведен по указанию свыше).
Наконец, состоялся Ученый Совет. Он прошел вяло, так как у членов комиссии хватило ума не раздувать быка из паука, да и обсуждать по существу было нечего. Наконец, дело «заглохло» само собой.
Как бы там ни было, новые трубы пошли в производство, и перед нами встала новая задача организации их массового изготовления на стройплощадках» - так заканчивает описание случившегося Игорь Иванович Черкасов.
Интересно, помнят ли 100-летие того «импозантного мужчины»?
А дружба, закаленная «в борьбе», только окрепла.
Второй крупной совместной работой была разработка новой модели грунтового основания. Впервые при штамповых испытаниях удалось получить значения модуля деформации песчаных грунтов, измеряемые тысячами кг/см2, то есть на порядок выше общепринятых справочных значений. Эти повышенные модули отмечались только при малых нагрузках, но именно такие давления характерны для аэродромных и дорожных покрытий.
Главная причина этого явления была установлена только при проведении специальных штамповых испытаний. Ученых интересовал расчет деформаций, как под штампом. так и вокруг него. Так родилась универсальная модель грунтового основания Черкасова - Клейна. Она учитывала нелинейный характер остаточных деформаций и использовала закон Гука для описания упругих деформаций грунта. В частных случаях она превращалась в ранее известную модель Винклера.
«В то время борьба сторонников теории упругости и сторонников Винклера, вспоминает И.И. Черкасов, завершилась «идейным разгромом» последних, и заявление о разработанной модели прозвучали резким диссонансом в дружном хоре победителей. Тем не менее, командованием ВВС были созданы передвижные лаборатории, в состав которых входили штамповые установки, для получения значений модуля деформации и параметров новой модели грунтовых оснований в период весенней распутицы».
Жизнь показала, что правда была на стороне Г.К. Клейна и И.И. Черкасова. В настоящее время модель Винклера является, наряду с другими, равноправной при расчете дорожных покрытий.
Позже Георгий Константинович и Игорь Иванович дружили семьями, иногда летом отдыхали вместе в Паланге, писали книги. В 70-х годах оба преподавали в МИСИ, всегда рядом сидели на заседаниях ученого Совета гидротехнического факультета.
Последняя книга Георгия Константиновича вышла уже после его смерти. И.И. Черкасов приложил немало усилий для ее издания и позаботился, чтобы гонорар от этой книги был выплачен вдове Георгия Константиновича.
Профессор кафедры механики грунтов, оснований и фундаментов МГСУ. |
Л.И. Черкасова |
2009 год