Товарищество сибирских геотехников

Евдокимов-Рокотовский Михаил ИльичЕвдокимов-Рокотовский Михаил Ильич

Михаил Ильич Евдокимов-Рокотовский родился 29 марта 1887 г. в г. Томске в семье Евдокимова Ильи Степановича - действительного статского советника начальника почтово-телеграфного ведомства Томской губернии. 

После обучения в Томском реальном училище в 1905 г. М.И. Евдокимов-Рокотовский поступил в Томский технологический институт, после окончания которого в 1910 г. получил звание ин­женера-строителя. Позднее, в 1919 г., он также окончил юридический факультет Петроградского университета.

С июня 1910 г. Михаил Ильич работал на строительстве железных дорог - в должности старшего инженера Управления работ Алтайской железной дороги (1905 г. - 1915 г.) и начальника технического отдела Управления работ железной дороги Петроград - Мга - Волхов - Рыбинск (1916 г. - 1919 г.) В июне 1919 г. М.И. Евдокимов-Рокотовский был командирован на восстановление железной дороги Казань - Екатеринбург начальником 7-го строительного участка. В этот период он много раз выступал с докладами в Народном Комиссариате путей сообщения, и имел случай личного доклада В.И. Ленину.

Изобретение «Способ динамического определения несущей способности грунтов»В 1920 г. М.И. Евдокимов-Рокотовский перешел в Уральский государственный университет и.о. профессора кафедры строительного искусства и архитектуры механического и инженерно-лесного факультетов. Проработав в Свердловске более 10 лет, он переехал в Сибирь на должность профессора сначала Томского технологического института, а затем - Сибирского строительного института (г. Новосибирск).

С августа 1934 г. М.И. Евдокимов-Рокотовский работает в г. Горьком профессором Горьковского инженерно-строительного института и заведующим кафедрой оснований и фундаментов (с 1934 г. - 1953 г.), где им была создана крупная лаборатория исследований грунтов, геологии и гидрогеологии. Лаборатория обслуживала учебный процесс и оказывала существенную помощь при строительстве многих объектов в г. Горьком и области. 

Евдокимов-Рокотовский Михаил ИльичПервые научные труды М.И. Евдокимова-Рокотовского относятся к 1912 году. Практический опыт проведения земляных работ дал материалы для статьи «Деформация земляного полотна на работах при переустройстве горных пород», а опыт работы строительства железных дорог в условиях вечной мерзлоте - для статьи «Меры, принятые при производстве цементной клади в вечной мерзлоте». Круг научно-исследовательских интересов Евдокимова-Рокотовского был широк: строительство и эксплуатация железнодорожных туннелей; постройка и эксплуатация инженерных сооружений на вечной мерзлоте; строительство на плывунах; давление горных пород и расчет туннелей; динамические явления в туннелях и окружающих их грунтах; основы геологии при проведении туннелей и пр. В М.И. Евдокимов-Рокотовский «Эксплуатация железнодорожных туннелей»своих работах, многие из которых стали руководством для инженеров-строителей и студентов вузов, он широко использовал имеющийся материал из личного более чем 30-ти летнего практического опыта строительства и результаты проведенных теоретических и лабораторных исследований. Книга М.И. Евдокимова-Рокотовского «Эксплуатация железнодорожных туннелей» (1928 г.) стала пособием для многих инженерно-технических работников железнодорожного транспорта.

М.И. Евдокимовым-Рокотовским опубликовано около 70 печатных работ. Он автор диссертации «Туннели» (1912 г.), в которой был приведен исторический очерк развития искусства сооружения туннелей, и докторской диссертации на тему «Деформация земельного полотна на работах при переустройстве горных участков».

В середине 40-х годов М.И. Евдокимов-Рокотовский занимался научной работой по вопросу организации труда ученых, в рамках которой выслал анкету известным ученым СССР и получил большое количество откликов, но эти материалы не были опубликованы. 

Анкета В.И. Вернадского Анкета В.И. Вернадского Анкета В.И. Вернадского

Одновременно со строительной, научной, педагогической и другой деятельностью М.И. Евдокимов-Рокотовский проводил большую общественную работу: избирался председателем Комитета рабочих и служащих постройки железнодорожных линий Петроград - Мга - Волхов - Рыбинск и Чистополье-Чудово (апрель 1917 г. - апрель 1918 г.); являлся председателем Организационного комитета вновь открываемого Уральского инженерно-строительного института (декабрь 1920 г. - август 1922 г.) в г. Свердловске; был членом Куйбышевского райсовета г. Горького (1934 г. - 1939 г.) и членом избирательной комиссии по выборам в Советы депутатов трудящихся.

За безупречную работу в Горьковском инженерно-строительном институте М.И. Евдокимов-Рокотовский был награжден званием «Ударник I пятилетки», а в апреле 1951 г. Указом Президиума Верховного Совета - орденом Ленина.

Умер Михаил Ильич Евдокимов-Рокотовский 4 сентября 1967 г. в г. Горьком (Нижнем Новгороде).