Товарищество сибирских геотехников

Pauker-ge.jpg (15 KB)Паукер Герман Егорович

Профессор, механик и военный инженер, строитель, почётный член Петербургской академии наук, генерал-лейтенант инженерной службы, министр путей сообщения Российской Империи. Предложил теорию необходимой глубины заложения фундаментов.

Герман Егорович Паукер родился 30 сентября (12 октября) 1822 г. в Митаве в семье математика и астронома Г.А. Паукера.

В 1838 г. поступил в Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге и в 1842 г. окончил его старший офицерский инженерный класс, был произведён в полевые инженеры поручиком с оставлением при училище репетитором математики.

Г.Е. Паукер в 1847 г. был командирован в Германию и Францию для стажировки в математике и практической механике. В 1853 г. он был назначен адъюнкт-профессором Николаевской инженерной академии, в 1860 г. – инспектором классов Императорского училища, в 1866 г. – профессором механики и занимал эту должность до 1882 г. В 1872-1879 гг. читал лекции по строительному искусству и механике в Петербургском технологическом институте.

Г.Е. ПаукерВсё это время Г. Е. Паукер активно занимался портовым и гражданским строительством. В 1850 г. он принимал участие в работах по строительству крепостей в Киеве и Бобруйске, а в 1856 г. – производил обширные работы по усилению Кронштадта временными укреплениями, после чего был назначен состоять при великой княжне Марии Александровне генерал-инспектором по инженерной части, где принимал участие в рассмотрении всех технических дел и проектов. В 1858 г. он командирован на южный берег Крыма для сбора подробных сведений о строительных материалах и для съёмки местности, берегов и дна Керчь-Еникальского пролива и составления программы укрепления Керчи. В 1859 г. Г.Е. Паукер был назначен производителем в комитет, рассматривавший состояние укреплений на побережьях Балтийского и Чёрного морей. Около 1870 г. им был спроектирован и построен в Кронштадте скрывающийся станок для 11-дюймового орудия, а во время русско-турецкой войны в 1877 г. им были спроектированы башни-устои для береговых частей наплавного моста через Дунай между Турну-Мэгуреле и Никополем.

Паукер Г.Е.Его основные научные исследования относятся к строительной механике. Он применил кинематический метод к расчету свода, разработал метод графического расчета арок, сформулировал условия устойчивости сводов. Он предложил теорию необходимой глубины заложения фундамента, внес существенный вклад в механику грунтов.

В 1857-1882 гг. Г.Е. Паукер состоял членом строительной конторы Министерства императорского двора и выполнил ряд крупных работ (в числе которых: устройство железного купола над церковью Царскосельского дворца, сооружение деревянных стропил пролётом более 13 саженей с подвесным потолком для большого манежа лейб-гвардии Конного полка и ряд других).

Pauker German EgorovitchВ 1882 г. Г.Е. Паукер , будучи уже заслуженным профессором инженерной академии, назначается членом Военного совета Российской империи и был избран почётным членом Петербургской академии наук. Как член Военного совета, он занимался устройством казарм, в качестве председателя комиссии – осматривал и оценивал Закаспийские железные дороги.

Кроме перечисленного Г.Е. Паукер активно занимался вопросами, касавшимися многих российских портов, улучшения водной системы и некоторых железных дорог. Он участвовал в постройке Николаевского моста через Неву, устроил леса для ремонта шпиля Петропавловского собора, восстановил гранитный монолит Александровской колонны, в 1883-1884 гг. разработал проект башни для нового 30-дюймового рефрактора Пулковской обсерватории, участвовал во многих др. менее важных работах.

В 1888 г. Г. Е. Паукер был назначен министром путей сообщения Российской империи.

Герман Егорович Паукер умер 17 (29) марта 1889 г. в Санкт-Петербурге. По завещанию его обширная библиотека была передана в дар Николаевской инженерной академии.