Товарищество сибирских геотехников

Людвиг ПрандтльПрандтль Людвиг

Профессор (1904), доктор наук (1900), механик и физик. Его называют отцом современной аэродинамики. Ряд работ посвящен строительной механике и теории пластичности.

Внёс существенный вклад в основы гидродинамики и разработал теорию пограничного слоя. В честь его был назван один из критериев подобия (число Прандтля), а также гидроаэрометрическое устройство, ставшее классическим приёмником воздушного давления для многих самолётов и вертолётов (трубка Прандтля).

Людвиг Прандтль (Ludwig Prandtl) родился 4 февраля 1875 г. в Фрайзинге, Бавария. В 1894 г. Прандтль поступил в Мюнхенский технический университет, который окончил через шесть лет со стЛюдвиг Прандтльепенью PhD по гидромеханике. После защиты диссертации молодой Прандтль работал над усовершенствованием фабричного оборудования. Защитил докторскую диссертацию в Мюнхенском техническом университете в 1900 г. С 1901 г. работал профессором в Ганновере, а с 1 сентября 1904 г. - в Гёттингене.

Людвиг ПрандтльВ 1904 г. он опубликовал фундаментальную работу - «Течение жидкости с малой вязкостью» (англ. Fluid Flow in Very Little Friction). В работе он впервые описал теорию пограничного слоя и его влияние на лобовое сопротивление и на срыв потока, дав таким образом объяснение явлению сваливания. Приближенная теория пограничного слоя, предложенная Прандтлем, широко используется в наше время. После опубликования этой работы Прандтлю предложили кафедру в университете Гёттингена. В последующее десятилетие Прандтль основал сильнейшую школу аэродинамики, на основе которой в 1925 г. был организовано Общество кайзера Вильгельма по изучению течений жидкости и газа (теперь оно носит название Общество Макса Планка).

Продолжая исследование, начатое Фредериком Ланчестером в 1902 - 1907 г., Прандтль объединил свои усилия с физиком Альбертом Берцем и инженером Михаэлем Мунком для исследования подъемной силы реального аэродинамического крыла, используя математический аппарат. Результаты исследования опубликованы в 1918-1918 годах и теперь известны как «теория крыла Ланчестера-Прандтля».

В 1908 г. Прандтль и его студент Теодор Майер впервые предложили теорию сверхзвуковой ударной волны. На основе течения Прандтля - Майера в Гёттингене в 1909 г. построена первая вЛюдвиг Прандтль мире сверхзвуковая аэродинамическаяЛюдвиг Прандтль труба. В 1929 г. вместе с Адольфом Буземанном предложил метод проектирования сверхзвукового сопла. В настоящее время все сверхзвуковые сопла и аэродинамические трубы сконструированы на основе этой теории. Студент Прандтля Теодор фон Карман развил теорию сверхзвукового течения.

В 1922 г. Прандтль и математик Рихард Эдлер фон Мизес основали GAMM (the International Association of Applied Mathematics and Mechanics). Вплоть до 1945 г. Прандтль сотрудничал с Рейхсминистерством авиации Германии.

Среди его работ: сжимание жидкости при сверхскоростном режиме течения - Эффект Прандтля - Глоерта, труды по метеорологии и теории упругости.

Умер Людвиг Прандтль в Гёттингене 15 августа 1953 года.