Товарищество сибирских геотехников

Голушкевич С.С.Голушкевич Сергей Сергеевич

Профессор, доктор технических наук, инженер-строитель, инженер-полковник, специалист в области строительной механики и механики грунтов.

Сергей Сергеевич Голушкевич родился в 1903 г. в Могилеве в семье священника. Учебу в институте С.С. Голушкевич совмещал с работой учителем, окончил инженерно-строительный факультет Ленинградского политехнического института в 1928 г. Первая научная работа С.С. Голушкевича о линиях влияния изгибающего момента в неразрезных балках была опубликована им еще в студенческие годы (1925 г.)

После института С.С. Голушкевич работал в строительных организациях Ленинграда, одновременно с 1930 г. преподавал строительную механику в Институте инженеров промышленного строительства сначала в должности ассистента, затем - доцента.

С 1939 г. С.С. Голушкевич перешел на работу старшим преподавателем Высшего инженерно-строительного училища военно-морского флота, потом стал работать профессором, начальником кафедры. В 1945-1955 гг. он по совместительству возглавлял кафедру строительной механики и теории упругости в Ленинградском политехническом институте.

В практической деятельности С.С. Голушкевича гармонично сочетались инженерная и научная мысль. Под его руководством разработаны проекты многих сооружений в Ленинграде, например, здание Труболитейного завода, здание Дома Советов на Московском проспекте и др.

Научные интересы С.С. Голушкевича очень разнообразны. Важное место занимают исследования механики грунтов, нашедшие отражение в его монографии «Плоская задача предельного равновесия сыпучей среды», удостоенной премии акад. Б.Г. Галеркина. С.С. Голушкевич является автором очень практичного и красивого графического метода расчета статически неопределимых балок и рам.

Работы С.С. Голушкевича, посвященные расчету плит на упругом основании, нашли применение при расчете ледового покрова Ладожского озера во время блокады Ленинграда. Он обеспечил выполнение уникальной военно-транспортной операции – переправу колонны танков по льду озера (при этом он сам ехал через озеро на головной машине). Данная переправа оказалась первой удачной операцией подобного рода за всю мировую историю военных кампаний. Данные расчеты легли в основу докторской диссертации С.С. Голушкевича (1945 г.)

Умер Сергей Сергеевич Голушкевич в 1956 г. в Ленинграде.