Товарищество сибирских геотехников

Гольдштейн М.Н.

Гольдштейн Михаил Наумович

М.Н. Гольдштейн родился в 1910 г. в семье врачей. Закончив в 1927 г. строительную профтехшколу, он работал на стройках Приднепровья и учился на вечернем факультете Днепропетровского строительного института. После окончания института в 1931 г. участвовал в проектировании крупных металлургических заводов, работал на Вахшстрое. В 1934-1935 гг. был ассистентом на кафедре «Мосты» ДИИТа, а в 1936-1937 гг. – инженером кафедры оснований и фундаментов и заведующим лабораторией испытаний грунтов. С 1938 г. он переходит работать в НИИ Пути и строительства МПС (г. Москва), занимаясь вопросами устойчивости земляного полотна и проблемами строительства железных дорог в районах вечной мерзлоты.

В 1939 г. М. Н. Гольдштейн защитил в МИИТе кандидатскую диссертацию на тему "Устойчивость свободных земляных откосов". С 1943 по 1946 г. обучался в докторантуре Академии Наук СССР под руководством члена-корреспондента Б.Н. Веденеева и в 1946 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Деформации земляного полотна и оснований сооружений при промерзании и оттаивании". В этот же период он участвовал в исследованиях по обеспечению устойчивости земляного полотна для бесперебойной работы железных дорого Урала и Сибири и в восстановлении прифронтовых транспортных коммуникаций. Им были разработаны конструкции тонкостенных опускных колодцев и высоких свайных ростверков под опоры мостов, а также винтовых свай с высокой несущей способностью.

Вернувшись в ДИИТ в 1948 г. в качестве заведующего кафедрой оснований и фундаментов, он уже в 1949 г. создал первую на Украине научно-исследовательскую проблемную лабораторию механики грунтов, ставшую впоследствии широко известной не только в бывшем СССР, но и за его пределами.

На базе этой лаборатории была создана целая сеть геотехнических станций-лабораторий, в которых проводились исследования по решению проблем деформаций и устойчивости земляного полотна железных дорог, плотин, дамб и других гидротехнических сооружений, борьбы с оползнями, укрепления берегов водохранилищ, устойчивости оснований промышленных и гражданских зданий и сооружений. Такие станции были созданы на Украине, в России, Молдавии и других республиках бывшего СССР. Лаборатория механики грунтов стала ведущей в области создания приборов, методов и методик испытания различных грунтов.
Возглавив проведение фундаментальных исследований в области механики грунтов, профессор М. Н. Гольдштейн развил вопросы теории просадочных явлений и реологии грунтов, устойчивости земляного полотна, разжижения песков при взрывах и другие. Настоящим золотым фондом были высококвалифицированные научные кадры, которые готовились под руководством М. Н. Гольдштейна. При кафедре была создана возглавляемая им аспирантура, в которой постоянно обучались 4…5 аспирантов, подбираемых из молодых сотрудников и студентов-выпускников ДИИТа.

Он был научным руководителем 35 диссертантов. Под его руководством пять научных сотрудников кафедры и лаборатории защитили докторские диссертации, один из которых Гусев В. Б. стал впоследствии членом-корреспондентом АН СССР. 

Михаил Наумович Гольдштейн много сделал для механики грунтов, занимаясь ею около полувека. Он был автором ряда оригинальных монографий, учебников, справочных изданий, переводчиком и редактором переводов широко известных иностранных классических трудов, изданных с его помощью у нас в стране. Из крупных монографий, написанных М. Н. Гольдштейном, прежде других необходимо упомянуть его книгу «Деформации земляного полотна и оснований сооружений при промерзании и оттаивании» 1948 г., бывшей его докторской диссертацией. В 1952 г. вышла широко известная книга М. Н. Гольдштейна «Механические свойства грунтов», переизданная им затем в 1971, 1973 и 1979 г. уже в виде трех книг под тем же названием. Содержание этого нового трехтомного издания было автором значительно, более чем в четыре раза, расширено и дополнено по сравнению с изданием 1952 г. Из учебников, написанных авторским коллективом, руководимым М. Н. Гольдштейном, следует назвать курс «Механика грунтов, основания и фундаменты» 1981 г. Весьма интересной и практически полезной является монография, изданная в 1977 г. М. Н Гольдштейном и его учениками М. И. Шевченко и С. Г. Кушнером. В этой монографии рассмотрена идея грунтового «столба», встречавшаяся еще у К. Терцаги в его книге «Механика грунтов в инженерной практике», перевод которой на русский язык редактировался М. Н. Гольдштейном. Он был также переводчиком изданной у нас классической книги Леонардса «Основания и фундаменты».

В течение всех лет своей творческой жизни Михаил Наумович Гольдштейн проводил большую научно-общественную работу. Он был непременным участником многих совещаний и конференций, проводившихся в нашей стране, в том числе VIII Международного Конгресса по механике грунтов и фундаментостроению в 1973 году в Москве. Он также был членом ряда ученых советов, в том числе в МИСИ, членом президиума и Почетным членом Национального комитета СССР по механике грунтов и фундаментостроению, членом редколлегии журнала «Основания, фундаменты и механика грунтов». Нельзя не упомянуть большое Совещание по методам определения механических свойств грунтов, проводившееся под руководством М. Н. Гольдштейна в Днепропетровске, где были также продемонстрированы большая центрифуга и оригинальная трехосная аппаратура. Выступления Михаила Наумовича обычно были зажигательными, оригинальными и слушались с большим интересом. Под его руководством выполнен комплекс работ по научному обоснованию устойчивости подземных сооружений Киевского метрополитена, а также проектирования и строительства Днепропетровского метрополитена.

Большой вклад внес М. Н. Гольдштейн в подготовку и воспитание научных кадров, создание школы механиков, принесших ДИИТу признание в научных кругах многих стран. Школа механики грунтов в ДИИТе создана профессором М. Н. Гольдштейном. Под его руководством в период с 1948 по 1981 г. были выполнены комплексные исследования в области механики грунтов, и в частности, изучены механические свойства всех основных типов грунтов. Проведены исследования устойчивости земляного полотна железных дорог и крупных гидротехнических сооружений и разработаны методы по ее повышению. Кроме того, усовершенствованы методы инженерно-геологических обследований оползней на железных дорогах и изучена устойчивость откосов и оползневых склонов. Большой вклад в развитие школы внесли ученики профессора Гольдштейна: доктора наук, профессора К. Ш. Шадунц, А. Я. Туровская, А. Г. Дорфман, Л. М. Тимофеева, Г. М. Вариниченко, У. Х. Магдеев и член-корреспондент АН СССР, президент Международной инженерной Академии Б. В. Гусев.

Основными направлениями развития школы являются: − разработка методов повышения устойчивости земляного полотна и грунтовых оснований инженерных сооружений железных и автомобильных дорог; − совершенствование методов расчета прочности и надежности обделок тоннелей при их взаимодействии с грунтовыми основаниями в сложных инженерно-геологических условиях; − использование фундаментальных положений механики грунтов для разработки мероприятий по укреплению слабых оснований, обустройству надежных фундаментов зданий, при проектировании строительства каналов, водохранилищ и других сооружений. 

Практическое значение механики грунтов для многих отраслей народного хозяйства, в том числе и для железнодорожного транспорта, огромно. Устойчивость земляного полотна необходима для обеспечения безопасности движения поездов, что особенно важно при увеличении их скоростей и грузоподъемности. По инициативе проф. М. Н. Гольдштейна на факультете «Мосты и тоннели» ДИИТа в 1956 году была открыта новая специализация «Транспортные тоннели и метрополитены», которая функционирует и сейчас. При кафедре в 1949 г. под руководством профессора М. Н. Гольдштейна была создана отраслевая проблемная лаборатория механики грунтов, которая стала известной не только в бывшем СССР, но и далеко за его пределами. На базе этой лаборатории были созданы геотехнические станции на строящихся объектах Куйбышевской, Каховской, Кременчугской и Киевской ГЭС, канала Днепр – Донбасс, а также Одесской, Молдавской, Северо-Кавказской, Казахской и Львовской железных дорог. На геостанциях решались проблемы устойчивости земляного полотна железнодорожных, гидротехнических и других сооружений. Лаборатория занимала ведущее положение в СССР в области создания приборов, методов и методик измерений деформаций грунтовых оснований различных сооружений.
Научная школа механики грунтов ДИИТа внесла большой вклад, как в развитие теории, так и в практику строительства и реконструкцию железных дорог и других инженерных транспортных сооружений. 

Профессор Гольдштейн М. Н. опубликовал свыше 200 научных работ, в том числе 13 монографий, он перевел на русский язык труды выдающихся зарубежных ученых Терцаги, Пека, Леонардса, Харра, написал учебник по механике и свойствам грунтов.