Товарищество сибирских геотехников

Герсеванов М.Н.Герсеванов Михаил Николаевич 

Инженер-строитель и учёный в области гидротехники. Действительный тайный советник, вице-председатель Императорского русского технического общества, вице-председатель комиссии по устройству коммерческих портов при Министерстве путей сообщения, председатель гидрологического комитета Главного управления землеустройства и земледелия.

Михаил Николаевич Герсеванов родился 25 марта 1830 г. в деревне Никополь Харьковской губернии. Первоначальное образование получил дома, а затем в Главном инженерном училище, которое окончил в 1851 г. с чином военного инженер-поручика. Прослужив некоторое время в Киевской крепости, М.Н. Герсеванов в 1856 г. был командирован за границу для подготовки к учебной службе в Инженерном училище. С 1857 г. состоял репетитором, преподавателем и адъюнкт-профессором по строительному искусству. В 1862 г., продолжая служить в Академии, был назначен состоять для особых поручений при военном генерал-инженере Э.И. Тотлебене.

В 1862-1868 гг. консультировал строительные работы в Кронштадтском, Николаевском, Керченском, Одесском и других портах. В 1868 г. по приглашению начальника Главного управления наместника Кавказского барона А.П. Николаи был назначен на должность главного инспектора гражданских сооружений на Кавказе, где прослужил 25 лет до ее упразднения в 1883 г.

На Кавказе под руководством М.Н. Герсеванова было построено более 500 км военно-стратегических шоссейных дорог и разработаны многие важные вопросы, относящиеся к устройству минеральных вод, портов, ирригации, шоссейных и железных дорог, к колонизации и размежеванию земель и т.д.

В 1883-1901 гг. М.Н. Герсеванов переехал в Санкт-Петербург и работал директором Института инженеров путей сообщения, где своей главной задачей считал приведение программы преподавания в соответствие с современным состоянием мировой науки и инженерного искусства и, в особенности, с требованиями, которые предъявляет к инженерам практическая служба. По почину М.Н. Герсеванова был создан ряд обстоятельных печатных курсов почти по всем предметам преподавания и основано издание «Сборника Института инженеров путей сообщения». Им одним из первых был поднят вопрос о создании в России в помощь инженерам среднего технического персонала - техников путей сообщения.

Одновременно, в 1885 - 1893 гг. М.Н. Герсеванов занимал пост вице-председателя образованной при Министерстве путей сообщения комиссии по устройству коммерческих портов. Эта комиссия в короткое время устроила и привела в порядок все главные порты Российской империи. С 1885 г. М.Н. Герсеванову было поручено главное наблюдение за изданием Журнала министерства путей сообщения, в 1886 г. он был произведен в Тайные советники.

М.Н. Герсеванов принимал деятельное участие в образовании и развитии Императорского русского технического общества и первого из его провинциальных отделений - Кавказского, председателем которого он состоял. Ему принадлежит мысль образования при обществе постоянной комиссии по техническому образованию. При переводе в Санкт-Петербург в 1885 М.Н. Герсеванов был избран вице-председателем общества и находился на этом посту до 1892 г.

В 1899 г. М.Н. Герсеванов был произведен в Действительные тайные советники. В последние годы жизни М.Н. Герсеванов был председателем гидрологического комитета Главного управления землеустройства и земледелия.

Большинство опубликованных научных и литературных работ М.Н. Герсеванова относится к инженерным вопросам, преимущественно, к гидротехнике, а часть публикаций - к вопросам педагогики. Они печатались в "Инженерном Журнале Военного Ведомства", в "Журнале Министерства Путей Сообщения", в "Записках Императорского Русского Технического Общества". Много статей его помещено в газете "Московские Ведомости".

Из трудов прежде всего следует отметить "Лекции о морских сооружениях" (1861-1862 гг.), явившиеся первым капитальным сочинением по морскому строительномМ.Н. Герсеванову искусству в России. Они были удостоены Демидовской премии и стали основным практическим руководством для русских портовых инженеров в 60-80-х гг. XIX века. В этом труде М.Н. Герсеванов дал теоретическое обоснование процессов взаимодействия морских сооружений с окружающей средой. С 1885 г. под его руководством было начато издание "Материалов для описания русских портов и истории их сооружения", которые служили ценным руководством для отечественных портостроителей. Будучи очень плодовитым и разнообразным автором и деятелем в русской технической литературе, М.Н. Герсеванов старался подвинуть на этот путь окружавших его лиц в военно-инженерном ведомстве и ведомстве путей сообщения. Указанием предметов для исследования, советом и содействием по напечатанию написанных статей, М.Н. Герсеванов помог образоваться довольно значительному кружку техников-литераторов, благодаря которым в России появились свои руководства по инженерному делу и подробные исследования производящихся в империи работ.

М.Н. Герсеванов был награжден орденом Святого Станислава 1 степени (1878 г.), орденом Святой Анны 1 степени (1882 г.), орденом Святого Владимира 2 степени (1889 г.) и орденом Белого орла (1893 г.)

Умер Михаил Николаевич Герсеванов 16 мая 1907 г. в Санкт-Петербурге.

В 1912 г. на перегоне Краснопавловка - Панютино был построен обгонный пункт, названный в его честь Герсевановским.