Один из трех маршрутов трассы высокоскоростной железнодорожной магистрали из Китая в Европу может пройти через Барнаул и Бийск. Но для этого надо будет пробить тоннели через алтайские горы. Об этом сообщило «Алтапресс» со ссылкой на выступление первого вице-президента «Российских железных дорог» (РЖД) Александра Мишарина на всероссийском съезде железнодорожников.

К 2026-2030 годам РЖД намерена воплотить в жизнь амбициозный проект – соединить между собой сети высокоскоростных магистралей (ВСМ) Европы и Китая. Для этого нужно будет построить еще одну ВСМ, которая пройдет по территории России. Будущей магистрали дали имя «Евразия». Она будет не только пассажирской, но и грузовой. Потенциал для этого, по словам г-на А. Мишарина, огромный: Европа хочет получать товары максимально быстро. Об этом свидетельствует то, что объем грузовых авиаперевозок сейчас вдвое больше железнодорожных, хотя тарифы в авиации в пять раз выше. Вернуть контрагентов на рельсы поможет ВСМ «Евразия», по которой поезда будут двигаться со скоростью до 360 км/ч. С ее помощью из западного Китая в Восточную Европу можно будет доставить груз за сутки, а за двое – из Восточного Китая к побережью Атлантического океана. И это будет дешевле, чем самолетом.

На съезде Александр Мишарин продемонстрировал журналистам слайд с тремя вариантами трассы ВСМ «Евразия». От границы с Белоруссией в Смоленской области до Челябинска все три пути совпадают. Это 2,3 тысячи км через Москву, Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург. Но дальше они расходятся. Маршрут, который в РЖД называют приоритетным, уходит в Казахстан. Через Петропавловск, Астану, Караганду и Алма-Ату «Евразия» пойдет до китайского Урумчи и далее – в восточный Китай. Альтернативный вариант – провести ВСМ «Евразия» по Транссибу до Забайкальского края.

Высокоскоростная магистраль Высокоскоростная магистраль

Третий маршрут проходит через Алтай. Согласно ему, магистраль пойдет через Курган и Омск до Новосибирска, повернет на Барнаул, дойдет до Бийска, продолжится до Горно-Алтайска и далее – через горы Республики Алтай до Урумчи. «Преимущество этого варианта в том, что он поможет сократить время поездки между Барнаулом и Новосибирском, объединит эти города в агломерацию. Также этот путь интереснее, чем через Казахстан, тем, что проходит большее расстояние по территории России и попутно решает вопрос реконструкции большого отрезка Транссиба. Да, есть сложности с точки зрения прохождения через горы. Но уже проведенные нами изыскания показали, что это возможно. Для этого потребуется построить два тоннеля – один в Китае (протяженностью 23 км) и второй, 20-километровый – на территории России», – приводит издание слова г-на А. Мишарина.

Как он уточнил, РЖД готова построить ВСМ по всем трем направлениям, но в порядке приоритетности. Чтобы воплотить проект в жизнь, холдинг будет привлекать частный капитал, в том числе крупнейших инвесторов рынка инфраструктуры из Китая и Германии. Вложения из бюджета РФ потребуются «минимальные», но при условии, если государство даст компании нулевую ставку на имущество, подчеркнул Александр Мишарин.

Потенциал будущей магистрали оценили гендиректор РЖД и министр транспорта России. «Магистраль «Евразия» – это без преувеличения Транссиб XXI века. И как Транссиб связал воедино огромную страну, так и ВСМ «Евразия» позволит России занять достойное место на мировой карте логистических маршрутов будущего», – заявил гендиректор РЖД Олег Белозеров. «Скоростных и высокоскоростных магистралей в России сейчас всего 1250 км. Для такой страны это, безусловно, мало. Протяженность таких линий нужно увеличивать. ВСМ «Евразия» – далеко не фантастика, а глобальный геополитический проект, сопоставимый с Суэцким каналом, Евротоннелем, Транссибом, который изменит логистику континента», – считает глава Минтранса Максим Соколов.

Замначальника Западно-Сибирской железной дороги по Алтайскому территориальному управлению Евгений Вейде не стал комментировать прессе эту тему, сославшись на то, что он не знаком с деталями проекта.

Горный Алтай. Укок Горный Алтай. Укок Горный Алтай. Укок

Как сказал ИА «Банкфакс», начальник управления по транспорту и дорожному хозяйству Главстроя Алтайского края Дмитрий Коровин, еще не известно будет ли строительство Алтайской ветки будет одобрено правительством РФ.

В РЖД оценили стоимость строительства высокоскоростной магистрали Новосибирск-Барнаул в 62,3 млрд рублей. 50 % средств на всю российскую программу планируется получить за счет государственно-частного партнерства, а также за счет использования инфраструктурных облигаций. Кроме того, для снижения расходов на выкуп земли (одна из главных статей расходов при строительстве новых трасс) возможен выпуск долговых долгосрочных бумаг для расчетов с собственниками земли, говорится в документе.

Вместе с тем Дмитрий Коровин объяснил, что актуализация программы РЖД не означает ее одобрения со стороны правительства. «Это документ стратегического планирования. В общем-то, ветка Новосибирск-Барнаул была в этой программе еще несколько лет назад. Если РЖД удастся защитить ее перед правительственной комиссией, которая распределяет финансы, то можно будет говорить о конкретике. Посмотрите на другие заявленные ветки (Москва-Казань, Москва-Тула, Челябинск-Екатеринбург и т. д. – примечание ИА «Банкфакс») – если бы все этот масштабный план уже начал реализовываться, это освещалось бы на самом высоком уровне», - пояснил г-н Коровин.

Горный Алтай Горный Алтай. Перевал Чике-Таман Горный Алтай

Он не исключил, что ветка Новосибирск-Барнаул все же появится, но напомнил, что в повестке государства могут оказаться совсем другие приоритеты. «Тема федеральная, сложно оценить, какие задачи правительство захочет решить. В России приближается Чемпионат мира по футболу, не до конца решена проблема сообщения с Крымом... Страна большая, приоритеты определить сложно. Но существующая железнодорожная ветка Новосибирск-Барнаул сейчас не слишком загружена. А когда пускали «Ласточку», было понятно, что она может работать и на существующих путях. Конечно, высокоскоростная магистраль – это другой уровень скоростей. Та ветка, которая есть сейчас, по нормативам позволяет разгоняться до 120 км/ч. Новая магистраль, в зависимости от вида тяги, может обеспечивать, к примеру, 260 км/ч, как у «Сапсана». Но по сути придется строить абсолютно новую инфраструктуру», - отметил собеседник.

По его словам, интереснее выглядит модернизация Среднесибирского хода, который обеспечивает грузопоток угля из Кузбасса. Но и там на текущий момент никаких проблем не существует.

Горный Алтай Горный Алтай Горный Алтай

Добавим, по расчетам РЖД, в ценах 2015 года вся программа стоит 4,9 трлн. рублей. Ее реализация обеспечит прирост ВВП страны на 1,31 % по отношению к базовому сценарию. За 30 лет эксплуатации проектов РЖД рассчитывает получить более 1,67 трлн. рублей прибыли.

Между тем гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров рассказал «Ведомостям», что программу вряд ли удастся реализовать до тех пор, пока «сохраняются санкции и для России закрыт рынок европейского капитала».

А в ближайшие три года состояние бюджета не позволит выделить даже средств, достаточных хотя бы для разработки проекта. Да и экономическая эффективность программы не полностью подтверждена. «Динамика доходов населения дает повод говорить о стагнации пассажиропотока в ближайшие годы», – резюмирует г-н Бурмистров.

Между тем прошла информация, что инвестор для проектно-изыскательских работ Алтайского маршрута через Укок, Чуйскую и Курайскую степи найден в Китае и средства на проведение изысканий по трассе ВСМ выделены, однако подрядные договора еще не заключены.

По материалам «Алтапресс», ИА «Банкфакс», «Ведомости»
Фото П.Филатова, Ст.Никитина, И.Дмитриевой, А.Головина,
Vl.Promsky, Э.Степановой