Т-воСибГт-в во время технической экскурсии, организованной генеральным директором ЗАО «Геострой» к.т.н. А.И. Осокиным, посетило защитные сооружения от наводнений в Санкт-Петербурге -это комплекс дамб и смежных гидротехнических (водопропускных и судопропускных) сооружений, протянувшийся поперёк Финского залива от Бронки до Сестрорецка (посёлок Горская) через остров Котлин, на котором находится город Кронштадт. Строительство комплекса (Дамбы) велось с 1979 по 2011 год, стоимость проекта на 2010 г. составила 87,3 миллиарда рублей. По первоначальному проекту 1970 г. было предусмотрено устройство Дамбы высотой 11 м и длиной 22 км, которая начнётся от Горской, срок строительства должен был быть 8 лет.

damba_01.jpg (87 KB) damba_02.jpg (91 KB) damba_03.jpg (85 KB)

Комплекс защитных сооружений (КЗС) предназначен для защиты акватории Невской губы и дельты Невы от сгонно-нагонных явлений, при которых подъём воды фиксировался до 4,2 метра выше ординара. Полная протяженность защитных сооружений 25,4 км. Комплекс рассчитан на защиту от наводнений высотой до 4,55 метра, Высота дамб – 6,4 м над средним многолетним уровнем воды, верхняя отметка волноотбойной стенки – 7,5 м.

damba_04.jpg (106 KB) damba_05.jpg (88 KB) damba_06.jpg (78 KB)

Комплекс защитных сооружений (КЗС) включает в себя 11защитных дамб  (Д-1 – Д-11), 6 водопропускных сооружений (В-1 – В-6), два судопропускных сооружения (С-1 и С-2) и шестиполосную автомагистраль, проходящую по гребню защитных дамб, с мостами, туннелем и транспортными развязками. Общая длина дамб – 23,4 км.

damba_07.jpg (94 KB) damba_08.jpg (91 KB) damba_09.jpg (96 KB)

Водопропускные сооружения предназначены для минимизации влияния КЗС на гидрологический режим акватории Невской губы и Финского залива. Сооружения В-1 и В-6 имеют по 12 водопропускных пролётов шириной в свету 24 м (наружная ширина 27 м) и глубиной воды на пороге 2,5 м. На сооружении В-3 – 10 водопропускных пролетов шириной 24 м и глубиной дна на пороге 2,5 м. Сооружения В-2, В-4 и В-5 имеют по 10 водопропускных пролетов шириной 24 м и глубиной дна на пороге 5 м. Все водопропускные пролёты оборудованы сегментными затворами массой 280 т каждый.

damba_10.jpg (65 KB) damba_11.jpg (117 KB) damba_12.jpg (81 KB)

Судопропускное сооружение С-1 предназначено для пропуска морских судов в течение всего года. Ширина судоходного пролёта 200 м, глубина воды на пороге 16 м. С-1 представляет собой судоходный пролёт с сегментными плавучими затворами-батопортами. При угрозе наводнения доковые камеры, в которых находятся затворы, заполняются водой, батопорты всплывают и выдвигаются в середину канала. Достигнув центра, затворы начинают наполняться водой и под своей тяжестью медленно опускаться на дно порога. Таким образом, они препятствуют дальнейшему продвижению балтийской нагонной волны к Санкт-Петербургу. В обычном состоянии батопорты находятся в сухих доковых камерах.

Под судоходным каналом С-1 проходит подземный шестиполосный автомобильный общей длиной 1961 м. Самая нижняя точка тоннеля расположена на отметке – минус 28 м.

damba_13.jpg (88 KB) damba_14.jpg (128 KB)

Судопропускное сооружение С-2 предназначено для пропуска судов с осадкой до 5,5 м. Оно представляет собой судоходный пролёт с подъемно-опускным затвором. Ширина судоходного пролёта С-2 − 110 м, глубина на пороге −7 м. Судоходный канал в случае наводнения перекрывается затвором массой 2500 т, находящимся в обычных условиях в камере затвора, расположенной ниже дна судоходного канала. Высота затвора 13 м. В случае наводнения затвор поднимается до отметки 4,55 м выше среднего уровня воды. Над С-2 проходит автомобильный мост, имеющий длину вместе с эстакадами – 1080 м. Центральный пролёт выполнен вертикальноподъёмным, размерами 120×30,2 м и массой 2300 т, он имеет два противовеса по 1140 т. Подмостовой габарит в наведенном положении – 16 м, в поднятом – 25 м.

damba_16.jpg (97 KB) damba_15.jpg (107 KB)

Получив информацию от Системы предупреждения угрозы наводнений о подъёме уровня воды, Дирекция КЗС заблаговременно (за 3 часа) предупреждает Администрацию Большого порта об угрозе затопления и прекращении навигации. Начинается подготовка к маневрированию затворов всех защитных сооружений. При угрозе наводнения сначала закрываются затворы судопропускных сооружений С-1 и С-2, а потом створы водопропускных сооружений В-1 – В-6.

damba_17.jpg (113 KB) damba_18.jpg (86 KB) damba_19.jpg (65 KB)

Строительство дамбы было начато в 1979 г. В 1980 г. от Горской началась отсыпка первой дамбы (Д-11) в составе комплекса. В 1981 г. начались работы по возведению водопропускного сооружения В-6, в 1983 – В-5, в 1984 – В-4. В конце 1984 г. остров Котлин через дамбы и временные перемычки был соединён с материком со стороны Горской, и было открыто сквозное движение для строительного автотранспорта. В 1984 г. были начаты работы по сооружению С-1. В 1987 г. было решено отказаться от первоначально предусмотренных на обоих судопропускных сооружениях откатных ворот и строить вместо них затворы в виде батопортов для С-1 и опускной затвор для С-2.

С конца 1980-х годов строительство комплекса стало резко тормозиться из-за смены руководства министерства, ухудшения финансирования проекта, а также разгоревшихся среди политиков и СМИ дискуссий и протестов общественности, опасавшейся отрицательных экологических последствий возведения Дамбы и выдвигавшей требования вплоть до разрушения того, что уже было построено.

damba_20.jpg (116 KB) damba_21.jpg (112 KB) damba_22.jpg (93 KB)

Основные строительные работы на комплексе защитных сооружений были завершены в 2010 г., а официальная церемония ввода в эксплуатацию произошла 12 августа 2011 года. Первое использование комплекса для защиты Санкт-Петербурга от сгонно-нагонных явлений в Невской губе произошло в том же году, 28 ноября 2011 года.