Международный геотехнический симпозиум на Сахалине
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГЕОТЕХНИЧЕСКИЙ СИМПОЗИУМ
«ГЕОТЕХНИКА СТРОИТЕЛЬСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ И ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА»
4–7 июля 2018 г. в городе Южно-Сахалинск, Россия был организован и проведен международный геотехнический симпозиум «Геотехника строительства промышленных и транспортных сооружений Азиатско-Тихоокеанского Региона».
ОРГАНИЗАТОРЫ СИМПОЗИУМА:
1. Дальневосточный государственный университет путей сообщения
2. Сахалинский институт железнодорожного транспорта – филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения
3. Правительство Сахалинской области
4. Законодательное собрание Сахалинской области
5. Дальневосточная железная дорога – филиал ОАО «РЖД»
6. Российская академия архитектуры и строительных наук
7. Международное геосинтетическое общество
8. Международный технический комитет 203 ISSMGE – Сейсмостойкое строительство и проблемы связанные с ним
9. Международный технический комитет 216 ISSMGE – Геотехника мерзлых грунтов
10. Международный технический комитет 202 ISSMGE Транспортная геотехника
11. Международный технический комитет 215 ISSMGE Экологическая геотехника
12. Азиатский технический комитет №3 по чрезвычайным ситуациям
13. Российское общество по механике грунтов, геотехнике и фундаментостроению (РОМГГиФ)
14. Российское Геосинтетическое Общество(РОМГО)
15. Казахстанская геотехническая ассоциация (KGS)
ЦЕЛИ СИМПОЗИУМА
В связи с началом инженерно-геологических изысканий строительства железнодорожной линии Селихин – Ныш с переходом пролива Невельского главное внимание при неполной и противоречивой информации о возможных чрезвычайных ситуациях необходимо уделять проведению своевременных и надежных превентивных геотехнических мероприятий, направленных на минимизацию ущерба от неблагоприятного события.
В виду важности события по строительству перехода с материка на остров Сахалин через пролив Невельского были представлены приветственные адреса:
1. Губернатора Сахалинской области Олега Николаевича Кожемяко;
2. Губернатора Хабаровского края Вячеслава Ивановича Шпорт;
3. Предыдущего президента Международного общества по механике грунтов и геотехнике (ISSMGE), профессора Жан-Луи Брио (США);
4. Вице-президента Международного общества по механике грунтов и геотехнике (ISSMGE) по Азии, профессора Еун Чул Шин (Южная Корея);
5. Предыдущего вице-президента Международного общества по механике грунтов и геотехнике (ISSMGE) по Азии, профессора Аскара Жусупбекова (Казахстан);
6. Вице-президента Международного геосинтетического общества (IGS), профессора Чунгсик Яу (Южная Корея);
7. Академика Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), президента Российского общества по механике грунтов, геотехнике и фундаментостроению (РОМГГиФ), профессора Вячеслава Александровича Ильичева;
8. Председателя Дальневосточного регионального отделения Российского общества по механике грунтов геотехнике и фундаментостроению (РОМГГиФ), председателя Дальневосточного отделения Российского геосинтетического общества (РОМГО), руководителя Хабаровского представительства Дальневосточного отделения Российской академии архитектуры и строительных наук, проректора по науке ДВГУПС, профессора Сергея Анатольевича Кудрявцева.
В работе симпозиума приняли участие ученые из 9 стран: России, Республики Казахстан, Китая, Южной Кореи; Японии, Индонезии, Сирийской Арабской Республики, Великобритании, Польши
На симпозиуме работало 4 секции.
1. Геотехнические меры по предотвращению и минимизации ущерба от вероятных природных катаклизмов и техногенных катастроф:
• мосты, тоннели, аэродромы (с обсуждением проблемы строительства транспортного перехода с материка на остров Сахалин);
• морские и прибрежные сооружения;
• железные и автомобильные дороги, трубопроводы;
• гражданское строительство.
2. Применение геоматериалов при строительстве и реконструкции транспортных объектов:
• слабые основания;
• подпорные сооружения;
• прибрежные сооружения;
• откосы и склоны.
3. Геомониторинг, моделирование геодинамических процессов, прогноз опасности природных катаклизмов:
• землетрясения, цунами, ураганы;
• оползни, сели, извержения вулканов, затопления, подтопления;
• разжижжения, разрыхления, разбухания, замерзания грунтовых оснований.
4. Геотехника сооружений и геоэкология в особых условиях:
• геотехника сооружений в холодных регионах;
• геотехника сооружений в высокогорных условиях;
• геотехника сооружений в зонах колебания уровня моря;
• использование минерального сырья для снижения негативного воздействия на окружающую среду.
В начале каждой секции выступали с докладами один или двое из девяти ключевых лекторов – специалистов с мировым именем в науке, а модераторами секций были министр строительства Сахалинской области Стаценко Татьяна Геннадьевна и заместитель министра транспорта Сахалинской области Власенко Вячеслав Николаевич:
1. Professor E. Shin (University of Incheon, Korea)
EROSION PROBLEMS OF SHORE LINE AND COUNTER MEASUREMENT BY VARIOUS GEOMATERIALS
2. Professor Аskar Zhussupbekov (President of Kazakhstan Geotechnical Society, Astana, Kazakhstan)
INVESTIGATIONS OF QUALITY OF PILING FOUNDATIONS BY DIFFERENT METHODS
3. Professor Chungsik Yoo (Sungkyunkwan University, Korea)
GEOSYNTHETICS IN TUNNEL WATERPROOFING – FUNDAMENTAL ISSUES
4. Professor Andrey Petriaev (Saint-Petersburg, Russia)
ПРИМЕНЕНИЕ ГЕОСИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ СООРУЖЕНИИ НАСЫПЕЙ НА СЛАБЫХ ГРУНТАХ И СТАБИЛИЗАЦИИ БАЛЛАСТА
5. Professor Igor Sakharov (Saint-Petersburg, Russia)
THERMAL-PHYSICAL CALCULATIONS AS A BASIS OF DESIGN SOLUTIONS OF BUILDINGS AND STRUCTURESIN THE PERMAFROST ZONE
6. Professor Tatsuya Ishikawa (Hokkaido University, Japan)
ADVANCED LABORATORY TESTS ON GEOMATERIALS FOR TRANSPORTATION FACILITIES IN COLD REGIONS
7. Professor Nikolay Kazakov (Yuzhno-Sakhalinsk, Russia)
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕЙСМОГЕННЫХ ОПОЛЗНЕЙ НА О. САХАЛИНЕ
8. Professor Jacek Kawalec (Gliwice, Poland)
STABILIZATION WITH GEOGRIDS FOR TRANSPORT APPLICATIONS
9. Professor Kazunori Munehiro (CERI, Sapporo, Japan)
VARIATION OF TRAFFIC FLOW DUE TO FORMATION OF ROAD SHOULDER SNOW
В работе первой секции приняли участие с докладами представители проектных и научных организаций. На церемонии открытия симпозиума, которая состоялась 4 июля в Santa Resort Hotel, выступил заместитель главного инженера ДВЖД Сергей Дрокин.
Он рассказал, что на сегодняшний день проходит процедура обоснования инвестиций проекта строительства переправы. Институт транспортного строительства «Дальгипротранс» проводит изыскания, расчеты. В декабре Правительству РФ на рассмотрение будет представлено техническое обоснование проекта. Если Правительство утвердит его, то, предварительно, в 2021 году начнется его реализация.
РЖД в свою очередь проводит проект обоснования инвестиций с указанием стоимости проекта и обоснованием необходимости строительства либо мостового перехода, либо все-таки тоннельного. Пока окончательное решение по этому поводу не принято. Изыскания проводятся по обоим видам, и в итоге по технико-экономическим показателям будет приниматься окончательное решение.
Вместе с переходом должны объединиться островная и материковая энергосистемы. Одновременно с РАО «ЕЭС России» с учетом возведения моста прорабатывается вопрос строительства высоковольтных линий на 220 киловольт. Если будет тоннель, то предлагается прокладка подводного кабеля.
Японские ученые из института холодных регионов внимательно изучают Мега-проект соединения острова Хоккайдо с островом Сахалин.
На сегодняшний день грузонапряженность Сахалинской железной дороги составляет 1,5 миллиона тонн. С учетом строительства переправы она увеличится до 39 миллионов с перспективой развития портов и перенаправления грузопотока в порты острова.
О стоимости и точных сроках реализации проекта говорить пока рано. Озвученные ранее 540 миллиардов рублей — это сумма, посчитанная по укрупненным расценкам. А строительство примерно займет около пяти лет.
В перспективе рассматривается вопрос строительства переправы, которая свяжет Сахалин и Хоккайдо, но это в случае успешного развития событий с материковой частью России.
Организаторы симпозиума считают актуальным строительство перехода между Сахалином и материком. По их мнению, это даст стимул комплексному развитию азиатской части страны, откроет новые возможности поставок продукции стран Азиатско-Тихоокеанского региона, позволит РФ играть важную роль в формировании новых технологических рынков, а также развернуть на Россию глобальные транспортные потоки.
Для ученых разговор о мосте, или же тоннеле, с Сахалина на материк давно не нов. Узкие аспекты возможного строительства становятся темой докладов, исследований и публикаций как минимум десятилетие. Изучают особенные сахалинские климатические условия, грунт на дне пролива, розу ветров, образование льда, метели. Есть предложение построить и небольшую, пробную секцию моста, увешанную разномастными датчиками для исследований – на благо мировой науке. Даже первые советские изыскания по тоннелю не канули в лету.
Сергей Кудрявцев, доктор технических наук, профессор Дальневосточного государственного университета путей сообщения
Проектировщики сегодня докладывали: изыскания делал Мосгипротранс еще в 1951 году. Сейчас взяли ту архивную геологию, перепроверили – она дала те же самые результаты, те же наработки ученых, проектировщиков 1951 года используются. На них уже наложены новые исследования, новые знания и новые технологии.
Впрочем, сегодня международный симпозиум куда более ориентирован на практику. Возможная «стройка века» на Сахалине – это много работы и много денег. Поэтому проектные организации активно говорят о своих сильных сторонах. Один из главных споров среди специалистов – мост или тоннель. Все приводят разные аргументы, которые не остаются без внимания. В РЖД уже вложились в научные изыскания, предусмотрен 1 миллиард рублей. Эта сумма включает и геологические изыскания и технико-экономические обоснования разных подходов.
Аскар Жусупбеков, президент Казахстанской геотехнической ассоциации
Как эксперт и геотехник, непосредственно занимающийся и подземным, и надземным строительством, считаю, что предпочтение надо отдать тоннельному переходу. Очень большие проблемы с промерзанием, Сахалин – это холодный регион. В то же время радикально меняется климат, он резко континентальный, происходят как похолодания, так и потепления, которые могут повлиять на надземное строительство. Вообще, подземные тоннели меньше подвергаются сейсмическому воздействию. Опыт строительства как за рубежом, так и у нас в Казахстане говорит о том, что предпочтение надо отдать подземному строительству.
Недостаток моста – движение по нему будет зависеть от погоды. В шторм проезд будет невозможен. И сам по себе он, вероятно, выйдет дороже. Сваи должны стоять на устойчивом грунте. Много говорят об опыте строительства Крымского моста, но в Керченском заливе уровень воды 5–8 метров, а здесь – до 25–30 метров, плюс столько же слабого грунта.
Тоннель сам по себе может быть дешевле, но требуется более обширная инфраструктура. По требованиям безопасности обойтись только железной дорогой, без автомобильных полос, не удастся. Также тоннелю нужно автономное энергоснабжение. Опять же, под землей из железнодорожного транспорта можно пустить только электровозы. Но, опять же, соседи в Хонсю и Хоккайдо для себя выбирали тоннели.
Николай Балаба, главный инженер проектов института «Гипростроймост»
Вопрос животрепещущий, сейчас его все обсуждают. Слышим мнения о том, что мост – не самая удачная идея с точки зрения ледовых нагрузок и даже интересов обороны. С другой стороны, тоннельный вариант будет в любом случае длиннее, чем мостовой переход. Мы как инженеры просто рассматриваем варианты, определяем плюсы и минусы, стоимость проекта. В любом случае сейчас, в той фазе, которая у нас есть – стадия основных проектных решений, когда будут рассмотрены оба варианта. По результатам разработок все сравним и выберем предпочтительный. Но это будет ближе к 2019 году.
1. Лобов А.В. Директор проектного института Дальгипротранс (Khabarovsk, Russia) в докладе: «Строительство железнодорожной линии Селихин – Ныш с переходом пролива Невельского» показал историческую справка по объекту
2. Балаба Н.Н. Руководитель проекта института Гипростроймост (Moscow, Russia)
Транспортный переход через пролив Невельского. Краткий обзор и основные геотехнические вызовы
3. Kurbatskiy E.N., Pestryakova E.A. Российский университет транспорта (Moscow, Russia)
Преимущества тоннелей из опускных секций при сооружении транспортных переходов через протяженные водные (морские) преграды
4. Guzeev R.N., Hezin E.I., Polinkevich K.Yu. Руководитель проекта проектный институт Гипростроймост (Saint Petersburg, Russia)
Расчет свайных фундаментов моста через Керченский пролив на сейсмическое воздействие в условиях динамически неустойчивых грунтов.
5. Коломиец В.С. Директор проектного института Дальжелдорпроект (Khabarovsk, Russia)
Учёт влияния неоднородности напластования грунтов на неравномерность осадок фундаментов эстакад высокоскоростных железнодорожных магистралей
6. Maocai Zhao Профессор Харбинского политехнического университета (Harbin, China)
Research on character of screw pile group composite foundation used in high-speed railway
7. Malyuk V.V. (Yuzhno-Sakhalinsk, Russia)
Прогнозирование долговечности бетонных конструкций на основании опыта строительства и эксплуатации морских берегозащитных сооружений на о. Сахалин.
По результатам работы первой секции приняты основные направления исследования и работы для ученых и специалистов по строительству железнодорожной линии Селихин – Ныш с исследованием вариантов (мостового и тоннельного) перехода пролива Невельского.
В работе второй секции приняли участие с докладами представители проектных и научных организаций России и стран АТР по применению геосинтетических материалов при строительстве и реконструкции транспортных объектов. Оценки напряженного состояние балластного слоя, армированного геосинтетическими материалами, в условиях движения поездов с повышенными осевыми нагрузками. Показан опыт восстановления деградированных участков вечной мерзлоты прилегающих к транспортным сооружениям .
В работе третьей секции приняли участие с докладами представители проектных и научных организаций России и стран АТР , которые рассмотрели вопросы геомониторинга, моделирование геодинамических процессов, прогноз опасности природных катаклизмов. Учеными Сахалина представлена новая карта цунами районирования Южных Курильских островов, рассмотрены вопросы штормовых нагонов и экстремальных штормов на Сахалине и Южных Курильских островах.
В работе четвертой секции приняли участие с докладами представители проектных и научных организаций России и стран АТР с рассмотрением вопросов геотехника сооружений и геоэкология в особых условиях. Дискуссию вызвал доклад профессора Курбатского Е.Н. «О критическом анализе состояния нормативной документации по расчету транспортных сооружений на землетрясения». Рассмотрены решение сейсмического профиля в условиях деградации многолетнемерзлых грунтов. Показаны условия формирования сейсмогенных оползней на о. Сахалин.
Подводя итоги геотехнического симпозиума считаем, что главной темой форума является создание транспортного перехода между Сахалином и материковой частью Российской Федерации с перспективой возможного строительства перехода также между Сахалином и японским островом Хоккайдо.
После конференции 6 и 7 июля 2018 г были проведены две технические экскурсии по строительным и уникальным сооруженным объектам острова Сахалин.
Ключевые лекторы – профессора А.Ж. Жуссупбеков и Чунгсик Яу на празднике коренных жителей Сахалина и Хоккайдо АЙНОВ – 6 июля "Дня выхода крабов из Тихого океана".
Отчет о прошедшем симпозиуме предоставлен проф. С.А. Кудрявцевым